В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привёл к новой общественной формации, называемой информационным обществом (постиндустриальным, знаниевым обществом). Классическая педагогика, начиная с Я. Коменского, хорошо обслуживала индустриальную эпоху, но стала неадекватной информационному обществу и поэтому потребовалось разработка новой парадигмы, новых подходов к образованию. Стали явно непригодны установки в части таких компонентов парадигмы образования индустриального общества, как: образование для общественного производства; учение в молодости, как запас на всю жизнь; педагог передаёт знания и стоит над обучающимся; стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; книга как основное средство обучения и др.) [8]. Настоятельно потребовалось сформировать новую педагогику, адекватную постиндустриальному обществу.
Потребность в некой постиндустриальной, новой педагогике ощущается научно-педагогической общественностью и на это обращали внимание А.М.Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д.Шадриков, С.А. Щенников, И.А. Скальский, В.В. Наумов, В.Н. Кухаренко и другие эксперты в этой области. Большое количество очных и дистанционных конференций, семинаров и школ на российском образовательном пространстве, посвящённых применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, говорит об актуальности и востребованности этого направления в научно-педагогическом сообществе, о необходимости обмена опытом и дискуссий по проблемам. Это касается корпоративного и академических секторов образования. Нелишне напомнить, что электронное обучение (e-Learning, э-обучение) согласно национальному стандарту ГОСТ Р 52653-2006 «ИКТ в образовании. Термины и определения» 01.07.2008 — это обучение с помощью ИКТ. Понятно, поэтому, что дистанционное обучение не тождественно электронному обучению.
Перечислим наиболее известные мероприятия, организованные в 2011 году, большинство из них ежегодные. Среди них: V Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-Learning, II Международная научно-практическая педагогическая конференция «Компетенции учителя как фактор интеграции ИКТ и современных педагогических технологий», XXI Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2011»), III Всероссийская научно-практической конференция «Электронная Казань 2011» (ИКТ в образовании: методические и педагогические аспекты их использования), «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» (ЭРНО-2011), ХII Международный интерактивный форум образовательных технологий «Дополняя реальность», VI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества», V Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (ЭТНО-2011), Международная летняя школа e-Learning 2011 и др.
Анализ содержания докладов, опубликованных в материалах мероприятий, очных и дистанционных выступлений участников показывает, что в своём большинстве они описывают реальный опыт внедрения eLearning, опыт разработки электронных учебных материалов и проведения учебных занятий, успехи и трудности организации и другие элементы практической деятельности. Явно просматривается представление накопленного эмпирического опыта электронного обучения, при отсутствии научных теоретических обобщений. Доклады и статьи напоминают отчёты об их собственной, действительно хорошей работе в том или ином образовательном учреждении. В них отсутствует главное — доказательство того, что предлагаемые способы деятельности являются оптимальными, необходимыми и достаточными для выполнения поставленных целей, а не просто хорошими в ряду других, тоже неплохих, вариантов практики.
Сразу вспоминается научно-популярная цитата: «Без науки нет хорошей практики», хотя образовательные успехи в электронном обучении наблюдаются и без теории, как это ни странно. Последнее может вызвать некоторое поверхностное и ошибочное мнение о необходимости в какой-либо теории вообще. Тем не менее, прогрессивной научно-педагогической общественностью даже на интуитивном уровне ощущается необходимость в теории. Кстати, на необходимость иметь теорию процессов и явлений неоднократно указывал, будучи приверженцем диалектического материализма, классик марксизма В.И. Ленин. Представители старшего поколения помнят цитату из научного коммунизма: «Без революционной теории не может быть и революционного движения», где под теорией понимается обобщённый опыт всего революционного движения, взятый в его общем виде. По аналогии для сферы образования можно утверждать, что у нас есть богатый опыт э-обучения и его нужно обобщить и разработать теоретические основы, которые помогут совершенствовать практику.
Поскольку мы ищем науку в образовании, то речь может идти, в частности, о педагогике, поскольку, следуя В.В. Краевскому, педагогика — это педагогическая наука, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, она описывает, объясняет и прогнозирует педагогические явления.
На сегодня более или менее устоялись отрасли применения общепедагогических знаний, которые делятся на дошкольную педагогику, педагогику школы, производственную, военную, исправительно-трудовую, социальную и коррекционную педагогики. Это общепринятое деление, хотя основания классификации разные [1]. Пожалуй, можно утверждать, что электронная педагогика — это не отдельная новая отрасль, а она присутствует в каждой из указанных отраслях педагогики. Каждая из отраслей эволюционно переходят в электронную.
Таким образом, в настоящее время объективный процесс информатизации активно проявил себя в сфере образования. Например, с этого года информатику ввели уже в начальных классах! Очевидно, что говорить об образовательных процессах на всех уровнях образования нет смысла без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Научное направление изучения, описания и прогнозирования процессов в ИКТ-насыщенных средах предлагается назвать электронной педагогикой. Можно сказать, что педагогика как наука эволюционно переродилась в электронную педагогику (э-педагогику), сохраняя причитающиеся научные приличия и преемственность. Объект электронной педагогики остается прежним — образование. Предметом электронной педагогики является педагогическая система, точнее, процессы в ней происходящие, а происходят они, как мы уже сказали, в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде.
Ортодоксы педагогики наверняка скажут, что мало нам музейной, ноосферной, биосоциальной, перитональной, ювенальной и других педагогик. А тут ещё предлагают э-педагогику. Думаем, что это не так. Просто классическая педагогика вместе с её отраслями переродилась как живое существо и превратилась в условиях информатизации образования в электронную. Старое отмирает и на смену ему эволюционно приходит новое.
Резать слух термин «электронная педагогика» не должен, поскольку давно прижились такие понятия, как электронное правительство, электронная коммерция, электронный бизнес и другие «электронные структуры». Думается, что, пришедший с запада термин «педагогический дизайн» имеет право на жизнь и является частью электронной педагогики.
Образовательные процессы, как известно, происходят в педагогической системе [2]. Она состоит из элементов — цель, содержание, обучающие, обучаемые, а также организационно-технологический блок: методы, средства и формы обучения. Функционирование указанных элементов в реальных условиях поддерживается учебно-материальной, финансово-экономической, нормативно-правововой и маркетинговой подсистемами. Все перечисленные элементы находятся во взаимосвязи и образуют информационно-образовательную среду.
Что же на первый взгляд изменилось при эволюционном пришествии электронной педагогики?
Например, понятийный аппарат явно расширился. Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия и др. Под пристальным вниманием электронной педагогики находится новая категория в лице персональной учебной среды (ПУС) — термин, который появился несколько лет назад в западной литературе и связан с практическим применением идей e-learning 2.0. Построение ПУС базируется на облачных вычислениях, а персональную учебную среду определяют как инструменты и услуги, которые представляют отдельные образовательные платформы для использования их в обучении и достижение образовательных целей. ПУС — это результат эволюции веб 2.0 и его влияния на образовательный процесс. Доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом, эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний.
Изменились задачи и принципы. Так, сохраняются принципы, которые традиционно лелеет классическая педагогика: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., но и добавились новые: интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняется перечень и содержание метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический и валеологический [3].
Понятно, что новорожденной педагогике требуется теория, поскольку научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависят от уровня разработанной в ней теории как высшей и самой развитой формы организации научного знания, дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях в определённой области действительности, являясь системой обобщённых знаний, рассчитанных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.
Перед тем как сказать о некоторых новых, присущих электронной педагогике теориях, уместно вспомнить теории и концепции, господствующие в классической педагогике, в основе которых лежит понимание сущности процесса обучения. Для нас важна теория обучения как концептуальный поход к организации обучения и конструированию новой педагогической системы. Известные теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия участников образовательного процесса.
Перечислим известные теории и концепции классики [4].
- Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов).
- Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский).
- Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).
- Концепция функционального материализма (В. Оконь).
- Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль).
- Кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц).
- Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я. А. Коменский).
- Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
- Управленческая модель обучения (В. А. Якунин и др.).
Изучение этих теорий заставляет поразмышлять об их уместности в новых условиях. Например, первая мощная «Концепция дидактического энциклопедизма» в связи с широким распространением Интернета и его мощной информационной базой постепенно сходит на нет. В то же время актуализируется вторая «Концепция дидактического формализма», суть которой — научить мыслить. Остальные концепции и подходы также требуют пересмотра. Надо сказать, что большой вклад в развитие современной теории электронного обучения вносит деятельность «группы НЭО» (новое электронное обучение) под руководством В.В. Наумова.
Электронная педагогика дополняет указанный список теоретическими подходами, известными, как, например, коннективизм [5], где обучение можно рассматривать как процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности, т.е. люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации.
Исследуя более прогрессивные теоретические тенденции в экономике, менеджменте и других науках и проецируя их на образование, получаем, что в перспективе становление и развитие вузовской системы управления знаниями и превращение образовательного учреждения в саморазвивающуюся организацию являются перспективными и приведут появлению новых положительных качеств образования.
Что ещё нового уже заметно в э-педагогике? Она обогащается, во-первых, новыми видами учебных занятий (организационными формами), проведение которых возможно с развитием сервисов Интернета, в частности, веб2.0. Например, обычным атрибутом в дистанционном и смешанном обучении стали вебинары — интерактивные аудио-видео онлайновые занятия. Принципиально новые организационные формы обучения, на базе интернет-технологий рождаются в МОДК. Термин «Массовый открытый дистанционный курс» (МОДК) ввел Джордж Сименс в 2008 году. МОДК основывается на активном участии студентов, которые сами организуют участие в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами [6]. Большой вклад в исследование дидактики и внедрение МОДК на постсоветском пространстве внёс В.Н. Кухаренко (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»), который впервые организовал и провёл в 2011 г. два МОДК «Социальные сервисы в ДО» и «Стратегия развития e-learning в организации».
Список других организационных форм, адекватных в разной степени новой парадигме (и, соответственно, электронной педагогике) в количестве 36 наименований и используемых в МИМ ЛИНК, приведен в [7].
В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с нашей точки зрения, на сегодняшний день.
- Становление и развитие теоретической базы, в том числе понятийного аппарата.
- Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.
- Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).
- Формы представления учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной среде.
- Подготовка студентов и преподавателей для эффективного преподавания и учения при электронном обучении.
- Валеология электронного обучения и интернет-безопасность.
- Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.
- Обеспечение качества э-обучения и его оценка.
- Нормативно-правовое обеспечение э-обучения.
- Исследование организационных форм обучения, поиска оптимального их сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.
- Использование психолого-физиологического потенциала человека (резервов человеческого мозга и психики).
Последним пунктом 11 автор хотел отметить, что не только широкомасштабное применение ИКТ может привести к изменениям и успешному развитию педагогики.
Таким образом, объективный процесс информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а это, в свою очередь, закономерно приводит к необходимости разработки электронной педагогики, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, новые виды учебных занятий и т.д.. Есть уверенность, что решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень.
Электронная педагогика всё-таки существует, хотим мы того или нет.
Литература
- Краевский В.В.Общие основы педагогики — М.: ИЦ «Академия», 2003.
- Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. — М.:ММИЭИФП, 2003.
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002.
- Бордовская Н.В. , Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000.
- George Siemens. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. December 12, 2004 Эл.ресурс
- Ken Masters, A Brief Guide. To Understanding MOOCs. The Internet Journal of Medical Education. 2011 Volume 1 Number 2 Эл.ресурс.
- Щенников С.А. Дидактика современного образования.// Высшее образование в России. №12, 2010. С.83-91.
- Новиков А.М. Постиндустриальное образование -М.: «Эгвес», 2008.-136с.